Лотки волнистые железобетонные - это изделия особой формы, которые применяются для создания защитного слоя внутри водопропускных гофрированных труб различного диаметра (не менее 1 м), прокладываемых как на земле, так и под землей, и проходящих под автомобильными и железными дорогами. Также волнистые лотки используются в нефтегазовом строительстве при прокладке труб газопроводов, они служат защитой газовых труб от внешних механических воздействий.
ООО «ЗБИ «Основа» за счет собственной формооснастки готово обеспечить производительность по выпуску лотков волнистых в количестве 1 000 (одна тысяча) штук в день.
Лотки волнистые жби бывают сборными, образовывающими на месте монтажа так называемые защитные бетонные блоки из сборных лотков, или монолитными. Сборные лотки производятся в заводских условиях, а монолитные - заливаются непосредственно на стройплощадке.
В строительстве систем из гофрированных труб помимо защитных блоков из лотков волнистых используются и другие железобетонные изделия - блоки экрана, применяемые для устройства противофильтрационной перемычки, и блоки фундамента, которые применяются для укладки труб в грунт.
Лотки волнистые представляют собой фасонное изделие особой формы, верхняя поверхность которого гладкая, а нижняя поверхность, примыкающая к внутренней поверхности трубы, формируется по очертанию гофра трубы, в которую предполагается поместить лоток. Волнистый лоток получил свое название именно из-за очертания внутренней поверхности гофрированной трубы, напоминающей движущуюся волну. Из-за возможных несовпадений кривизны стык трубы и волнистого лотка заполняют битумом, битумной эмульсией или резинобитумной мастикой. Наличие пустот между поверхностями гофры может привести к быстрому разрушению волнистого лотка, что в результате неминуемо приведет к угрозе разрушения самой трубы.
Сборный защитный блок из лотков волнистых укладывается внутри трубы в целях предохранения поверхностей металлических конструкций водопропускных труб от абразивного износа, который могут вызвать твердые частицы, взвешенные в потоке, и различный мелкий мусор, находящийся в воде. Гладкая поверхность лотков направляет поток воды с частицами к выходу из трубы, не позволяя им задержаться и повредить стены труб. Угол охвата внутренней поверхности трубы волнистым лотком должен быть в пределах 90-120°. Толщина лотка как сборного, так и монолитного принимается равной высоте гофра с припуском 2 см.
Лотки волнистые укладываются таким образом, чтобы в результате по всей длине трубы получилась непрерывная бетонная поверхность. Техн1ология укладки лотка рассмотрена в ВСН 176-78 «Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб». Инструкция распространяется на проектирование и постройку металлических гофрированных одно- и многоочковых водопропускных труб диаметром до 3 м на железных и автомобильных дорогах, включая дороги промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также на дорогах и на улицах городов и поселков. Металлические гофрированные трубы следует использовать для пропуска периодически действующих водотоков (при строительстве новых железных и автомобильных дорог).
Лотки волнистые изготавливаются по сериям: 3.501.3-183 «Трубы водопропускные, круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог», 3.501.3-184 «Трубы водопропускные, круглые отверстиями 1.5-3.0 м из гофрированного металла с гофром 150х50 мм для железных и автомобильных дорог», 3.501.3-185 «Конструкции из гофрированного металла с гофром 150х50 мм для железных и автомобильных дорог» и 3.501.3-186 «Трубы водопропускные круглые отверстиями 1,0-3,0 м из гофрированного металла с гофром 100х20 мм для железных и автомобильных дорог».
Лоток волнистый жби не должен обрастать и способствовать загниванию труб, должны исключать наличие трещин и возможность их образования, поэтому для их производства используется особый стойкий бетон с полимерными присадками, который обладает высокой плотностью, износостойкостью и водонепроницаемостью.
Лотки волнистые изготавливаются из мелкозернистого бетона, получаемого вибролитьем, полимербетона или асфальтобетона. Для труб, которые проходят под автомобильными и железными дорогами, применяются бетонные лотки, для труб под автомобильными дорогами - бетонные, битумно-минеральные, полимерные, битумно-полимерные или асфальтобетонные. Для труб, применяемых в районах с расчетной минимальной температурой воздуха ниже минус 40°С, волнистый лоток рекомендуется устраивать из блочного асфальтобетона.
Класс бетона по прочности на сжатие для производства лотков волнистых назначается не ниже В20 по ГОСТ 26633-91, морозостойкостью F200-F300, в зависимости от климатических условий района строительства, водонепроницаемостью W6.
В лотках волнистых из монолитного бетона следует предусматривать дисперсное армирование или армирование металлической сеткой из стали классов А-I и A-III. Ее отгибают на торцах трубы и прикрепляют к 2-3 головкам болтов через каждые 2 м длины трубы. Стальные части лотков должны быть защищены от коррозии, они гидрофобизируются и покрываются антикоррозийными составами.
Лотки волнистые маркируются буквенно-цифровыми индексами. Буква Л обозначает сокращённое название изделия "Лоток", следующая за буквой цифра - типоразмер изделия.