Железобетонные опоры дорожных знаков – это специальные конструкции, которые представляют собой стержни с квадратным сечением. Они применяются в дорожном строительстве для установки дорожного знака в определенном положении по отношению к проезжей части дороги. Дорожный знак – это техническое средство организации движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Железобетонные опоры дорожных знаков бывают трех видов:
Конструкции железобетонных опор дорожных знаков могут состоять из следующих основных частей:
Конструктивно железобетонные опоры для установки дорожных знаков подразделяют на три типа:
Выбор типа опоры зависит от необходимого типоразмера, числа дорожных знаков, устанавливаемых на опоре и значения изгибающего момента в расчетном сечении. Длина стойки зависит от количества устанавливаемых на неё дорожных знаков. При установке дорожных знаков индивидуального проектирования в зависимости от их размеров они могут устанавливаться на две стойки.
Одиночные опоры дорожных знаков стандартных типоразмеров должны устанавливаться в вертикальном положении в пробуренные ручным или механическим буром скважины диаметром не менее 300 мм или в отрытые котлованы, имеющие поперечное сечение не менее 300х300 мм. Глубина скважины назначается по проекту, но бурение выполняется на глубину, меньшую проектной глубины на 30 мм.
Железобетонные опоры дорожных знаков фиксируются в вертикальном положении с помощью подставок, а пространство между опорами и стенками котлована или скважины заполняется насыпным грунтом слоями толщиной не менее 300 мм, которые последовательно трамбуются.
При установке дорожного знака на тротуаре вместо грунта в верхней части скважины или котлована у стойки дорожного знака должен быть уложен слой песчано-битумной смеси толщиной не менее 50 мм. При использовании фундаментов, изготовленных из сборного железобетона, стойки дорожных знаков должны устанавливаться в вертикальное положение в специальные полости, устраиваемые при изготовлении фундаментных блоков. Ширина полости должна превышать диаметр стойки или ширину каждой стороны стойки, имеющей прямоугольное сечение, не менее чем на 100 мм. Заполнение пространства между стенками полости и стойками производится бетоном класса В15 на всю глубину полости.
Железобетонные опоры дорожных знаков изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25459-82 «Опоры дорожных знаков. Технические условия» из тяжелого бетона или легкого бетона на пористых заполнителях, армированными предварительно напряженной арматурой из высокопрочной стали. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается также изготавливать опоры из мелкозернистого бетона по роликовой технологии.
Бетон, из которого изготавливаются опоры дорожных знаков, должен быть достаточно прочным, чтобы сопротивляться различным нагрузкам, которые возникают от воздействия окружающей среды, но, при этом, в случае наезда транспортного средства – должен разрушаться во избежание нанесения ощутимого ущерба здоровью и жизни водителя и пассажиров.
Опоры дорожных знаков армируются проволочными каркасами. В качестве напрягаемой арматуры применяется высокопрочная стальная проволока класса Вр-II по ГОСТ 8480-81 или проволока повышенной прочности класса Врп-I по ТУ 14-170-119-80. Детали армирования в обязательном порядке обрабатываются антикоррозийными присадками.
Железобетонные опоры дорожных знаков маркируются обозначением, состоящим из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом. Первая группа содержит цифровое обозначение типа опоры, буквенное обозначение наименования опоры (ОЖ – опора железобетонная) и длину опоры в дециметрах. Во второй группе указывается величина изгибающего момента в гектоньютон-метрах в расчетном сечении и вид армирования (1 – высокопрочной проволокой класса Вр-II диаметром 4 мм; 2 – проволокой повышенной прочности класса Врп-I диаметром 5 мм). В марке опор, изготавливаемых из легкого бетона на пористых заполнителях или мелкозернистого бетона, приводят обозначение вида бетона, соответственно буквы П или М.