• г. Симферополь
  • ул. Монтажная, 10 Г
  • Тел: 8(869) 222-31-12
  • г. Мурманск
  • ул. Промышленная, д.10
  • г. Санкт-Петербург
  • пос. Никольское, Ульяновское шоссе, д.3
  • Тел: 8(812) 309-59-41

Плиты дорожные

Железобетонные дорожные плиты - это элементы конструкций, предназначенные для создания покрытия автомобильных дорог различной проходимости. Современное строительство применяет дорожные плиты в устройстве городских дорог, трамвайных или железнодорожных путей, взлетных полос на аэродромах, дорог, по которым должен передвигаться транспорт большого тоннажа, а также в строительстве скоростных магистралей - автобанов.


Дорожные плиты по назначению делятся на три вида:


  • дорожные плиты для постоянного использования. Эти дорожные плиты изготавливаются из бетона с предварительно напряженной арматурой и являются универсальными, позволяя в минимальные сроки создавать дороги, подходящие для движения различных видов транспорта, включая тяжелую технику. Предназначаются для тяжелых условий эксплуатации;
  • дорожные плиты для временного использования. Изготавливаются из бетона без предварительного напряжения арматуры. Применяются, в основном, для временных автомобильных дорог строящихся и действующих промышленных предприятий;
  • ранее использованные дорожные плиты. Одной из главных особенностей железобетонных дорожных плит является возможность использовать их неоднократно. При необходимости дорожное покрытие можно легко и быстро демонтировать, при этом оно сохраняет первоначальные технические характеристики и может быть применено снова. Ранее использованные плиты используют при обустройстве стройплощадок, временных дорог, военных городков. Очевидное преимущество в применении б/у плит – значительная экономия, как ресурсов, так и средств для возведения временных дорог.

Железобетонные дорожные плиты представляют собой плиты различных размеров и конфигурации (прямоугольные, шестиугольные, трапециевидные). Рабочая поверхность плит - верхняя поверхность покрытия - должна иметь рифление. Рифление поверхности дорожной плиты достигают путем применения поддона формы листовой рифленой стали по ГОСТ 8568-77 с ромбическим рифлением. Глубина рифа при этом должна быть не менее 1 мм, для аэродромных покрытий – не менее 1,2 мм. Рифленая поверхность дорожной плиты должна иметь четкий рисунок рифления без околов граней канавок. Шероховатость рабочей поверхности плит получают за счет обработки поверхности капроновыми щетками или брезентовой лентой. Обработка поверхности производится после уплотнения бетонной смеси.


По типу конфигурации железобетонные дорожные плиты делятся на:


  • П (1П, 2П, ПД) - прямоугольные дорожные плиты;
  • ПБ - плиты прямоугольные с одним совмещенным бортом;
  • ПББ - плиты прямоугольные с двумя совмещенными бортами;
  • ПТ - плиты трапецеидальные;
  • ПШ - плиты шестиугольные;
  • ПШД - плиты шестиугольные осевые диагональные;
  • ПШП - плиты шестиугольные осевые поперечные;
  • ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты;
  • ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты;
  • ПАГ - плиты аэродромные гладкие;
  • ПДС – плиты для эксплуатации в районах с расчетной температурой воздуха ниже -40°С;
  • П - сборная плита;
  • ПУ - сборная плита усиленная;
  • ПЖ - плиты железнодорожные;
  • ПЖУ - плиты железнодорожные усиленные.

Железобетонные дорожные плиты изготавливаются в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия». Дорожные плиты для аэродромных покрытий изготавливаются согласно с нормами, указанными в ГОСТ 25912-2015 «Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия». Сборные дорожные плиты изготавливаются в соответствии с серией 3.503.1-91 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для автомобильных дорог в сложных условиях», сборные дорожные плиты для временных автомобильных дорог - в соответствии с серией 3.503.1-93 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для временных автомобильных дорог промышленных предприятий». Монолитные и сборные дорожные и железнодорожные плиты для покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий изготавливаются по серии 3.504.1-20 «Покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий».


Железобетонные дорожные плиты используются для укладки дорог в районах с расчетной температурой воздуха до -40°С включительно. Однако, допускается применение плит в районах с расчетной температурой воздуха ниже -40°С, при соблюдении требований, предъявляемых СНиП 2.03.01 к конструкциям, предназначенным для эксплуатации в этих условиях.


Дорожные плиты изготавливаются из тяжелого бетона марок М400 - М800 средней плотности с ненапряженной или предварительно напряженной стальной арматурой. Применение бетона в качестве материала для изготовления дорожных плит обусловлено множеством преимуществ: долговечность бетонных конструкций; устойчивость к различного рода физическим воздействиям; простота изготовления; возможность снизить сроки строительства дорог за счет легкости монтажа бетонных конструкций; легкость в ремонте поврежденных участков дорог; возможность изготовления дорожных плит разнообразных форм и размеров; физические свойства бетона, позволяющие выдерживать значительные нагрузки - от 10 до 30 тонн.


Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимают для плит, предназначенных для постоянных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца (согласно СНиП 2.01.01), соответственно: до -5°C - F 100 и W 2; ниже -5°C до -15°C - F 150 и W 4; ниже -15°C - F 200 и W 4.


Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости для плит, предназначенных для временных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца: до -5°C - F 75 и W 2; ниже -5°C до -15°C - F 100 и W 2; ниже -15°C - F 150 и W 2.


Для увеличения срока службы в бетон дорожных плит добавляют наполнители из гранитного или известнякового щебня, а также пластифицирующие и воздухововлекающие (газообразующие) добавки.


В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных дорожных плит следует применять стержневую термомеханически упрочненную арматурную сталь классов Ат-V, Ат-IV и Ат-IVC и горячекатаную классов А-V и Ат-IV.


В качестве ненапрягаемой арматуры должна применяться арматурная проволока класса Вр-I и стержневая арматурная сталь классов Ат-IIIC, А-III и А-I.


Для аэродромных покрытий (по ГОСТ 25912-2015) армирование дорожных плит производят следующим образом: в продольном направлении плиты устанавливается напрягаемая арматура, в поперечном – ненапрягаемая.


В качестве напрягаемой арматуры плит применяют стержневую арматурную сталь классов А800 и А600, арматурные канаты типов К7 и К7Т с временным сопротивлением не менее 1770 Н/мм². Напрягаемую арматуру следует применять в виде целых стержней или прядей без стыков.


Ненапрягаемая арматура должна быть из арматурной стали классов В500С, А500С, А400, А240 и арматурной проволоки класса Вр-1.


Согласно ГОСТ 21924.0-84 марка плиты состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.Первая группа содержит обозначение типа плиты, где:


  • 1 – плита для постоянных дорог,
  • 2 – плита для временных дорог;
  • П - прямоугольная,
  • ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом,
  • ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами,
  • ПТ - трапецеидальная,
  • ПШ - шестиугольная,
  • ПШД - шестиугольная осевая диагональная,
  • ПШП - шестиугольная осевая поперечная,
  • ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты,
  • ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.

Далее указывают номинальные размеры в дециметрах (с округлением значений до целого числа):


  • для прямоугольных плит - длину и ширину;
  • для трапецеидальных плит - длину;
  • для шестиугольных плит - диагональ.

Во второй группе приводят значение нагрузки, на которую рассчитана плита.


Для предварительно напряженных плит во второй группе марки приводят также класс напрягаемой арматурной стали.


Марку плит, изготовляемых с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата (вместо монтажных петель), дополняют буквой Б.


В соответствии с ГОСТ 25912-2015 плиты обозначают марками, состоящими из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.


Первая группа содержит сокращенное наименование плиты:


  • ПАГ - плита аэродромная гладкая.

Во второй группе приводят толщину плиты в сантиметрах и характеристику напрягаемой арматуры.В третьей:


  • индекс «1» ставится в случае применения 10 напрягаемых стержней в плитах ПАГ;
  • индекс не ставится в случае применения 12 напрягаемых стержней в плитах.

В четвертой группе приводят:


Цифровой индекс, обозначающий диаметр применяемых напрягаемых стержней (канатов), количество которых определяется конструкцией плит, например:


  • индекс «-1» - в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø12 мм;
  • индекс «-2» - в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø16 мм;
  • индекс не приводят при применении предварительно напрягаемой арматуры Ø14 мм.

Обозначение марок серии 3.503.1-91 состоит из буквенно-цифровых групп, где:


  • ПДН - плита дорожная напряженная, изготавливаемая в форме с откидными бортами;
  • ПДНм - плита дорожная напряженная, изготавливаемая в матричной форме (со скосом бортов);
  • Далее следуют цифры, обозначающие ширину и длину соответственно, округленные до целого числа, в метрах;
  • А-V – класс напрягаемой арматуры - А-V.

Маркировка серии 3.503.1-93 состоит из буквенно-цифровых групп, где:


  • ПД - плита дорожная;

Для плит, предназначенных для эксплуатации в районах со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки ниже -40°С, в маркировку включен буквенный индекс «С».


Далее следуют числа, указывающие геометрические размеры плиты по длине и ширине в дециметрах;Через дефис после геометрических параметров указывается нагрузка на колесо в тс (тона-сила).


В соответствии с серией 3.504.1-20 дорожные плиты маркируются буквенно-числовыми значениями, где:


  • П - плита сборная;
  • ПУ - плита сборная усиленная;
  • ПЖ - плита железнодорожная;
  • ПЖУ - плита железнодорожная усиленная.

Числа после букв, разделенные точками, обозначают габариты плит (длину, ширину и толщину), указанные в дециметрах.

ГОСТ 21924.0-84 регламентирует следующие требования к точности изготовления дорожных плит:


Значения предельных фактических отклонений от линейного размера дорожных плит не должны превышать (в скобках даны значения для временных дорог):


При длине и ширине плиты:


  • до 2,5 м: ±6 (10) мм;
  • от 2,5 до 4 м: ±8 (12) мм;
  • от 4 м: ±10 (15) мм.

Отклонения от прямолинейности профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине (в скобках даны значения для временных дорог):


При длине и ширине плиты:


  • до 2,5 м - 4 (6) мм;
  • от 2,5 до 4,0 м - 5 (8) мм;
  • св. 4,0 м - 6 (10) мм;

Размеры раковин и местных наплывов на рабочей поверхности плиты не должны превышать:


  • по диаметру или наибольшему размеру раковин - 15 мм;
  • по глубине раковин и высоте местных наплывов - 10 мм.

Размеры раковин на нерабочей поверхности и боковых гранях плиты не должны превышать по диаметру или наибольшему размеру 20 мм.


Околы бетона ребра (при их суммарной длине на 1 м ребра до 100 мм) не должны превышать 10 мм по глубине, измеряемой по рабочей поверхности плиты, и 20 мм - по нерабочей поверхности плиты.


На поверхностях плит допускаются поверхностные усадочные и технологические трещины шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм в количестве не более пяти на 1,5 м² поверхности плиты.


Приемку плит по показателям прочности бетона (классу по прочности на сжатие, отпускной и передаточной прочности), расположения арматуры и натяжения напрягаемой арматуры, соответствия арматурных изделий, прочности сварных соединений, толщины защитного слоя бетона до арматуры, точности геометрических параметров, качества поверхностей следует проводить по результатам приемосдаточных испытаний и контроля.


Приемку шестиугольных плит по показателям прочности бетона на растяжение при изгибе проводят по результатам приемосдаточных испытаний, а прямоугольных и трапецеидальных плит - по результатам периодических испытаний не реже одного раза в месяц.


Хранение и транспортирование плит должно производиться в рабочем (горизонтальном) положении. Плиты следует хранить на складах грузоотправителей и грузополучателей в штабелях, рассортированными по маркам и партиям. Высота штабеля должна быть не более 2,0 м.


Нижний ряд плит в штабеле следует укладывать по плотному, тщательно выравненному основанию на подкладки, расположенные у мест подъема плит. Толщина подкладок должна быть при грунтовом основании не менее 100 мм, а при жестком основании - не менее 50 мм.


При хранении в штабеле, а также при транспортировании дорожные плиты необходимо укладывать на поперечные прокладки толщиной не менее 25 мм, расположенные строго по вертикали одна над другой у мест подъема плит. При этом следует обеспечивать возможность захвата каждой плиты краном и свободный подъем ее для погрузки на транспортные средства и монтажа.


Погрузка, транспортирование и разгрузка плит должны производиться с соблюдением мер, исключающих возможность повреждения плит. Не допускается разгрузка плит сбрасыванием и захват плит за подъемные технологические петли при погрузке, разгрузке и монтаже.


ЗКИФ © 2018 Россия
ООО «Завод Конкрит и Феррум»
Производство железобетонных изделий

2018 © Все права защищены
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
пос. Никольское, Ульяновское шоссе, д. 3
Тел: 8(812) 309-59-41
Email: [email protected]

г. МУРМАНСК
ул. Промышленная, д.10
г. СИМФЕРОПОЛЬ
ул. Монтажная, 10 Г
Тел: 8(869) 222-31-12